Память Великомученика Димитрия Солунского

нажмите на фото для увеличения

Память Великомученика Димитрия Солунского

Тропарь великомученика Димитрия Солунского, глас 3
Велика обрете в бедах тя поборника вселенная, страстотерпче,/ языки побеждающа./ Якоже убо Лиеву низложил еси гордыню,/ и на подвиг дерзновенна сотворив Нестора,/ тако, святе Димитрие,/ Христу Богу молися// даровати нам велию милость.

Кондак великомученика Димитрия Солунского, глас 2
Кровей твоих струями, Димитрие,/ Церковь Бог обагри,/ давый тебе крепость непобедимую/ и соблюдая град твой невредим,// того бо еси утверждение.

Величание великомученику Димитрию Солунскому
Величаем тя, страстотерпче святый Димитрие, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.

Молитва великомученику Димитрию Солунскому
Святый и славный великомучениче Христов Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя с дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити град сей, обитель сию и всякую страну христианскую. Исходатайствуй у Царя Царствующих на враги победу и одоление православным христианам, всей державе православной мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии; нам же, чтущим честную память твою, испроси благодатное укрепление на дела благая, да благоутробное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати Царствие Небесное для вечнаго прославления Его со Отцем и Святым Духом. Аминь

Вот так, если задуматься, то жизнь человечества напоминает собой дивный ковер, который ткется непрерывно, и видеть мы можем только часть его великолепного рисунка. Но если постараться, можно заметить, как события древности вплетаются в наш, современный узор. Как нити прошлого то там, то здесь выходят на поверхность, дополняя сегодняшний рисунок. В нем можно увидеть последствия тех или иных поступков человека, Промысел Бога о нас, Заступничество Его, Пресвятой Матери и всех святых.

Возьмите в руки календарь на ноябрь, что вы увидите в нем? 4-е ноября, День народного единства, празднуем избавление России от поляков (1612г.) и чтим образ Казанской иконы Божьей Матери. Далее, 6-е ноября — Димитриевская родительская суббота, когда поминаются погибшие на Куликовом поле воины (1380), а уже 8-го ноября празднуется память великомученника Димитрия Солунского, жившего в IV веке от Рождества Христова.

Казалось бы, разные даты, разные по характеру христианские праздники. Что их может объединять? Красной нитью здесь проложено свидетельство торжества веры христианской, готовность к самопожертвованию ради государства и соотечественников, ради Правды. Главный мотив здесь — патриотизм, основанный на христианских ценностях, на Евангелии. Давайте поподробнее рассмотрим каждый элемент этого пречудного узора, который составляет историю Государства Российского и прочно вплетен в историю Христианства.

Святой великомученник Димитрий Солунский родился в конце III века в Фессалониках (Солуни), в семье знатного вельможи. Его отец был римским проконсулом и тайным христианином. В те времена гонения на христиан были особенно сильны, поэтому Димитрий постигал веру христианскую тайно, как и многие его соотечественники. Так случилось, что по достижении им совершеннолетия император Максимиан Галерий предложил Димитрию возглавить Фессалоники вместо почившего отца. Только защищая Солунь от внешней угрозы, он, как проконсул, также должен был находить и убивать христиан, которые приравнивались к внутренним врагам Римского государства.

Димитрий встал перед нелегким выбором. Мог ли он отказаться от предложенной должности, чтобы избежать греха кровопролития своих же единоплеменников? Мог ли он отказаться от христианства, чтобы жить спокойно и продолжать богатеть, выстраивая карьеру? Мы уже знаем, что не мог. Крепкая вера не позволила ему поступить против совести и он стал проконсулом. Но, вместо того, чтобы начать гонения на христиан, Димитрий во всеуслышание объявляет себя христианином.

Чего он этим добился? Наверное, такое заявление из уст власть имущего позволило остальным христианам на какое-то время вздохнуть свободнее. Они увидели, что учение Христа достигло и ушей римских военачальников. Открытое исповедание веры Димитрием помогло обратить в христианство многих язычников, отчего его стали называть вторым апостолом Павлом. Конечно, такое своеволие не могло пройти незамеченным, и разгневанный император двинул свое войско в Фессалоники для карательной операции.

Узнав об этом Димитрий остался тверд. Он заблаговременно раздал свое имущество нуждающимся, и принялся постом и молитвой готовится к мученической смерти. Кто-то может спросить, зачем он обращал в христианство соотечественников, зная, какая участь их ждет в последующем? Так знайте, он избрал им лучшую долю! Димитрий отлично понимал, что спасение есть только во Христе и жизнь человекам уготована совершенно иная, чем это смертное, полное скорби существование. Видя его подвиг в отказе от благ земных, от славы и почета, другие люди укреплялись в вере, находя в реальной жизни подтверждение словам Христа: «ибо кто хочет душу* свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его.
Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем.» (Мф. 16:25-28)

Великомученник Димитрий был брошен в темницу, где продолжал наставлять и утешать христиан, которые шли на жестокую смерть от рук гладиаторов в цирке. Видя это, император повелел убить святого, чтобы прекратить его влияние на людей, но и после своей смерти Димитрий Солунский не покинул народ. Его плащ и перстень, обагренные кровью, приносили людям исцеление и внушали надежду, что они не оставлены Богом.

Впоследствии на месте захоронения Димитрия Солунского была воздвигнута церковь, а его мощи были обретены нетленными спустя сто лет после погребения. Святой продолжал оставаться защитником Солуни и после смерти, зримо являясь врагам, окружавшим стены Фессалоники. Его светлый и вместе с тем грозный облик наводил страх на завоевателей, среди которых были и славянские племена. Неудивительно, что почитание Димитрия Солунского на Руси началось с самого момента ее крещения.

В XI столетии был основан Димитриевский монастырь в Киеве, великие князья принимали крещение с именем Димитрий, считая своим покровителем Солунского великомученника. Князь Всеволод III Большое Гнездо (в крещении Димитрий), построил во Владимире каменный собор в честь Димитрия Фессалоникийского, который славился своей чудотворной иконой. Она была написана на доске от гроба Димитрия Солунского и принесена во Владимир из Солуни в 1197 году.

Именно ее князь Димитрий Донской торжественно перенес из Владимир в Москву накануне Куликовской битвы. Все мы хорошо знаем историю и исход этого сражения, случившегося 8 сентября 1380 года, в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы. Победа на Куликовом поле помогла объединить разрозненную Русь, духовно сплотила народ. Она стала первым общерусским подвигом. Несомненно, что наряду с схимонахами Пересветом и Ослябей в одном строю стоял и святой воин Димитрий Солунский, под предводительством и Покровом Божьей Матери.

Жертвы на Куликовом поле были так значительны, что почти в каждая семья на Руси потеряла кого-то из близких. Поэтому в память павших на Куликовом поле воинов была установлена родительская суббота, которая приходится на ближайшую субботу от дня празднования памяти Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю, 26 октября по старому). Со временем этот день стал частным родительским днем (эти дни поминовения усопших существуют в богослужебной практике только Русской Православной Церкви), когда поминают всех усопших православных христиан.

Вы спросите, как же в этот рисунок вплетается день празднования Казанской иконы Божьей Матери? Да, может быть видимой «привязки» к имени святого Димитрия Солунского здесь нет, но в историческом плане наш народ отмечает еще одну национальную победу — изгнание польских интервентов, случившееся в 1612 году. Чудотворный список Казанской иконы Божьей матери был взят с собой казанскими дружинами, которые отозвались на грамоту патриарха Гермогена и примкнули ко Второму ополчению князя Димитрия Пожарского, а позже воссоединились с остатками Первого ополчения князя Димитрия Трубецкого и Земским ополчением Козьмы Минина.

Прежде разрозненные и враждебно относящиеся друг к другу силы смогли объединиться перед лицом угрозы. Вдохновенное послание патриарха и многодневный молебен пред иконой Казанской Божьей Матери обострили патриотические чувства, воззвали к христианской вере воинов. Они доверили себя предводительству Божьей Матери, и сражались не за себя, а за веру и Отечество. В такой битве духовный покровитель двух военачальников просто не мог оставаться в стороне, поддерживая их своими святыми молитвами.